ФАКТОРЫ РИСКА
РАЗВИТИЯ НАРКОЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКА
Условно данные факторы можно разделить на
3 группы:
• внутрисемейные;
• социальные (подростковая среда);
• личностные.
Давайте попробуем проанализировать их подробнее.
1. Невозможность войти в мир взрослых без борьбы.
Отсутствие принятия со стороны значимых взрослых и, в
первую очередь, родителей. Резкое падение самоуважения
при противодействии семьи и школы в реализации новых
взрослых возможностей подростка.
Если определять самоуважение по формуле,
успех
САМОУВАЖЕНИЕ = _______________________________
уровень притязаний
где уровень притязаний
характеризует степень сложности тех новых «взрослых»
задач, которые подросток ставит перед собой, то
самоуважение подростка в ситуации противодействия
стремится к нулю.
3. Проблемы в семье, как материальные, так и
эмоциональные, высокие показатели отчуждения детей и
родителей. Степень риска возрастает при увеличении
количества конфликтов между родителями и практически
достигает максимума при их разводе.
4. Неспособность освоить взрослое социальное
пространство, пространство человеческих взаимоотношений
в позиции диалога «взрослый» — «взрослый».
5. Закрытый, жёстко иерархизированный тип семьи со
статичными, негибкими ролями её членов, формальными
отношениями и преобладанием оценочно-контролирующей
функции в ущерб ситуации самораскрытия, доверия и
равнопартнёрства.
6. Наличие близких родственников, страдающих алкогольной
или наркотической зависимостью.
7. Неприятие личности подростка со стороны референтных
групп сверстников. Он должен изменять своему «Я» и жить
по законам данной группы.
8. Недостаточное признание собственных заслуг в значимой
подростковой среде. Низкая внешняя оценка в случае
незрелости «Я» автоматически порождает низкую самооценку
(см тест на самооценку для детей).
9. Преобладание имитационного поведения («быть как
все»).
10. Высокие факторы зависимости от реакции друзей и
ситуации, пассивность в изменении среды.
11. Необходимость принадлежности к какой-либо молодёжной
группе или компании, как средство усиления собственного
«Я». Низкая самодостаточность, подмена «Я»-концепции,
«мы — концепцией». Невозможность понять, где кончаются
границы «Я» и начинаются границы «мы».
12. Отсутствие близкого друга или близких друзей. Низкие
показатели успеха и популярности у лиц противоположного
пола.
13. Низкая жизнестойкость и стрессоустойчивость,
неумение добиваться своей цели, стремление получить от
жизни всё «здесь и сейчас».
14. Ранимость, обидчивость, эмоциональная
неустойчивость. Неспособность к адекватному выражению
своих чувств и контролю над ними, подгонка собственных
чувств и эмоций под эмоциональный ряд внешнего
окружения.
15. Повышенная внушаемость и конформность.
16. Стремление к удовольствию и изменению эмоционального
состояния оказываются выше навыков самоконтроля.
17. Неприятие «Я-реального», называемое комплексом
неполноценности, при котором низкая самооценка
сочетается с завышенными требованиями к себе. Именно
наркотик часто становится главным способом её повышения.
18. Неспособность справиться с навалившимся грузом
экзистенциальных проблем, отсутствие навыков преодоления
чувства одиночества и подавленности, низкая
саморегуляция. (см тест самооценка депрессии).
19. Незрелость мотивационно-потребностной сферы
подростка. Доминирование «низших» потребностей по Маслоу
(физиологических и потребности в безопасности) над
«высшими» (потребность в любви и привязанности, уважении
и статусе, самореализации).
20. Несформированность морально-этических норм и
принципов, делающих раскаяние невозможным в силу
отсутствия внутреннего конфликта.
21. Неготовность принять на себя ответственность за
собственную жизнь и собственные поступки. Стремление
пользоваться взрослыми возможностями, делегируя
ответственность либо семье, либо школе, либо «вожакам
стаи». В психологии это называется экстернальным локусом
контроля.
22. Зашкаливающие барьеры критичности по отношению к
миру взрослых, невозможность вычленить факторы общности
с ним.
23. Полный негативизм по отношению к значимым взрослым
без попытки анализа поступающей информации.
24. Повышенная конфликтность, противостояние
авторитетам; в сочетании с неспособностью продуктивного
выхода из конфликта. Асоциальное поведение.
25. Низкая индивидуальная способность психологической
защиты, не позволяющая справляться с эмоциональным
напряжением Низкий уровень заботы о себе в сочетании с
неготовностью просить психологическую помощь в
стрессовой ситуации.
26. Безрассудное стремление к риску и поиску острых
ощущений.
27. Незрелость механизмов логического мышления, не
позволяющих анализировать ситуацию во всей её полноте.
28. Низкий уровень познавательных интересов. Слабые
академические успехи, порождающие эффект школьной
тревожности. Отсутствие постоянных и устойчивых личных
интересов и хобби. Ощущение скуки, как проявление
инфантильности личности, неспособной найти себе дело по
душе.
29. Неуверенность в собственных силах, правильности
выбора профессии, страх за своё будущее.
30. Наличие других форм зависимого поведения (склонность
к азартным играм, компьютерная и интернет зависимость).
31. Перенесённые в детстве травмы головного мозга, в том
числе родовые травмы.
32. Неудовлетворённость собственным физическим обликом и
его несоответствие идеалам мужественности/женственности,
принятым в подростковой среде. Низкие темпы полового
созревания.
|