КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИ СДАТЬ ЕГЭ
В экзаменационную пору всегда присутствует
психологическое напряжение. Стресс при этом -
абсолютно нормальная реакция организма.
Легкие эмоциональные всплески полезны, они
положительно сказываются на работоспособности и
усиливают умственную деятельность. Но излишнее
эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное
действие.
Причиной этого является, в первую очередь, личное
отношение к событию. Поэтому важно формирование
адекватного отношения к ситуации. Оно поможет
выпускникам разумно распределить силы для подготовки
и сдачи экзамена, а родителям - оказать своему
ребенку правильную помощь.
Советы выпускникам
1) ЕГЭ – лишь одно из жизненных испытаний, многих из
которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию
слишком высокую важность, чтобы не увеличивать
волнение. При правильном подходе экзамены могут
служить средством самоутверждения и повышением
личностной самооценки.
2) Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам
по силам. Никто не может всегда быть совершенным.
Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато
они Ваши личные.
3) Не стоит бояться ошибок. Известно, что не
ошибается тот, кто ничего не делает.
4) Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни
гораздо больше, чем те, кто старается избегать
неудач.
5) Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по
силам сдать ЕГЭ. Все задания составлены на основе
школьной программы. Подготовившись должным образом,
Вы обязательно сдадите экзамен.
Некоторые полезные приемы
1) Перед началом работы нужно сосредоточиться –
расслабиться и успокоиться. Расслабленная
сосредоточенность гораздо эффективнее, чем
напряженное, скованное внимание.
2) Заблаговременное ознакомление с правилами и
процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на
экзамене. Тренировка в решении заданий поможет
ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать
время. С правилами заполнения бланков тоже можно
ознакомиться заранее.
3) Подготовка к экзамену требует достаточно много
времени, но она не должна занимать абсолютно все
время. Внимание и концентрация ослабевают, если
долго заниматься однообразной работой. Меняйте
умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь
отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое
хобби, чтобы избежать переутомления, но и не
затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15
минутные перерывы после 40-50 минут занятий.
4) Для активной работы мозга требуется много
жидкости, поэтому полезно больше пить простую или
минеральную воду, зеленый чай. А о полноценном
питании можно прочитать в разделе “Советы родителям”
.
5) Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных
умственных нагрузках стоит увеличить время сна на
час.
Рекомендации по заучиванию материала
Главное – распределение повторений во времени.
Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут,
через 8-9 часов и через 24 часа. Полезно повторять
материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую
голову. При каждом повторении нужно осмысливать
ошибки и обращать внимание на более трудные места.
Повторение будет эффективным, если воспроизводить
материал своими словами близко к тексту. Обращения к
тексту лучше делать, если вспомнить материал не
удается в течение 2-3 минут. Чтобы перевести
информацию в долговременную память, нужно делать
повторения спустя сутки, двое и так далее,
постепенно увеличивая временные интервалы между
повторениями.
Советы родителям
Именно Ваша поддержка нужна выпускнику прежде всего.
Зачастую родители переживают ответственные моменты в
жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но
взрослому человеку гораздо легче справиться с
собственным волнением, взяв себя в руки.
Поведение родителей
1) В экзаменационную пору основная задача родителей
– создать оптимальные комфортные условия для
подготовки ребенка и… не мешать ему. Поощрение,
поддержка, реальная помощь, а главное – спокойствие
взрослых помогают ребенку успешно справиться с
собственным волнением.
2) Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о
сложности и ответственности предстоящих экзаменов.
Это не повышает мотивацию, а только создает
эмоциональные барьеры, которые сам ребенок
преодолеть не может.
3) Очень важно скорректировать ожидания выпускника.
Объясните: для хорошего результата совсем не
обязательно отвечать на все вопросы ЕГЭ. Гораздо
эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы,
которые он знает наверняка, чем переживать из-за
нерешенных заданий .
4) Независимо от результата экзамена, часто, щедро и
от всей души говорите ему о том, что он (она) –
самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в
жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем
ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в
виде похвалы и одобрения очень важны, ведь “от
хорошего слова даже кактусы лучше растут”.
Организация занятий
Очень важно разработать ребёнку индивидуальную
стратегию деятельности при подготовке и во время
экзамена. Именно индивидуальную, так как все дети
разные (есть медлительные, есть очень активные, есть
аудиалы, кинестетики, тревожные, есть с хорошей
переключаемостью или не очень и т. д.)! И вот именно
в разработке индивидуальной стратегии родители
должны принять самое активное участие: помочь своим
детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять
свой стиль учебной деятельности (при необходимости
доработать его), развить умения использовать
собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на
успех! – Одна из главных причин предэкзаменационного
стресса – ситуация неопределенности.
Заблаговременное ознакомление с правилами проведения
ЕГЭ и заполнения бланков, особенностями экзамена
поможет разрешить эту ситуацию. – Тренировка в
решении пробных тестовых заданий также снимает
чувство неизвестности. В процессе работы с заданиями
приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь
его распределять. – Помогите распределить темы
подготовки по дням. Ознакомьте ребёнка с методикой
подготовки к экзаменам (её можно подсмотреть в
разделе “Советы выпускникам”).- Обеспечьте своему
выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему
нравилось там заниматься!
Питание и режим дня
Позаботьтесь об организации режима дня и
полноценного питания. Такие продукты, как рыба,
творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу
головного мозга. Кстати, в эту пору и “от плюшек не
толстеют!” – Не допускайте перегрузок ребенка. Через
каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать
перерывы на 10-15 минут. – Накануне экзамена ребенок
должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите
за этим. – С утра перед экзаменом дайте ребёнку
шоколадку… разумеется, чтобы глюкоза стимулировала
мозговую деятельность…