28 Декабря 2024

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ 5 - 7 КЛАССОВ
ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ КАЖДОГО ВОЗРАСТНОГО ПЕРИОДА


5 КЛАСС

5 класс (10-11 лет) – конец детства, период, непосредственно предшествующий подростковому.        В это время дети в основном уравновешены, спокойны, они открыто и доверчиво относятся ко взрослым признают их авторитет, ждут от родителей, учителей, взрослых помощи и поддержки.

Основные задачи развития:

1. Овладение базовыми школьными знаниями и умениями;
2. Формирование умения учиться в средней школе;
3. Развитие учебной мотивации, формирование интересов.
4. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
5. Формирование умения добиваться успеха и правильно относится к собственным успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;
6. Формирование представлений о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.
 

6 КЛАСС

6-7 классы (11-13 лет) – младший подростковый возраст. Это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника. Шестиклассники характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. В этот период подростку становится интересно многое другое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни.
 

Основные задачи развития:

1. Формирование нового уровня мышления, логической памяти, изобразительного устойчивого внимания;
2. Формирование широкого спектра способностей интересов, выделение круга устойчивых интересов;
3. Формирование интереса к другому человеку как к личности;
4. Развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках.
 

АДАПТАЦИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ

Пятый класс – сложный период не только для ребенка, но и для учителей и родителей.
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новой ситуации.
Среди наиболее актуальных трудностей пятиклассников можно выделить следующие:
- возросший темп работы: дети пишут медленно и часто не успевают конспектировать за учителем;
- возросший объем работ, как на уроке, так и дома;
- новые требования к урокам и новые учителя;
- необходимость много работать самостоятельно и т.д.
По данным психологов ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов. Для ребенка в данный период необычайно важно мнение других людей о нем и его поступках, особенно мнение одноклассников, классного руководителя и родителей. Трудности и страхи в отношении с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь родители, принуждая детей работать на «оценку» все больше провоцируют страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации «пятиклашек» к школьной жизни. Серьезной проблемой является и смена классного руководителя. У некоторых детей появляются сложности в организации школьной жизни, незнании требований учителей, ориентированности в здании школы и т. д. И здесь компетентность классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к детям, к своим обязанностям, умение налаживать контакт и общаться с детьми – одно из главнейших условий успешной адаптации.

Признаки успешной адаптации:

• удовлетворенность ребенка процессом обучения;
• ребенок легко справляется с программой;
• степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
• удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
 

Некоторые проблемы пятиклассников:

• В письменных работах пропускает буквы.
• Не умеет применять правила, хотя знает их формулировку.
• С трудом решает математические задачи.
• Плохо владеет умением пересказа. Невнимателен и рассеян.
• Неусидчив во время занятий, индивидуальной работы.
• Не умеет работать самостоятельно.
• С трудом понимает объяснения учителя.
• Постоянно что-то и где-то забывает.
• Плохо ориентируется в пространстве (в том числе и в своей тетради).
• Испытывает страх перед уроками, учителями, ситуациями проверки знаний.
• Часто меняет приятелей, ни с кем не дружит подолгу; часто бывает одинок.
 

Чем можно помочь?
 

Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
Помогите ребенку выучить имена новых учителей.
Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.
Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.