ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ 5 - 7
КЛАССОВ
ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ КАЖДОГО ВОЗРАСТНОГО ПЕРИОДА
5 КЛАСС
5 класс (10-11 лет) – конец детства,
период, непосредственно предшествующий
подростковому. В это время дети в основном
уравновешены, спокойны, они открыто и доверчиво
относятся ко взрослым признают их авторитет, ждут от
родителей, учителей, взрослых помощи и поддержки.
Основные задачи развития:
1. Овладение базовыми школьными
знаниями и умениями;
2. Формирование умения учиться в средней школе;
3. Развитие учебной мотивации, формирование
интересов.
4. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками,
умения соревноваться с другими, правильно и
разносторонне сравнивать свои результаты с
успешностью других; 5. Формирование умения добиваться успеха и правильно
относится к собственным успехам и неудачам, развитие
уверенности в себе; 6. Формирование представлений о себе как об умелом
человеке с большими возможностями развития.
6 КЛАСС
6-7 классы (11-13 лет) – младший
подростковый возраст. Это период повышенной
активности, стремления к деятельности, значительного
роста энергии школьника. Шестиклассники
характеризуются резким возрастанием познавательной
активности и любознательности, возникновением
познавательных интересов. В этот период подростку
становится интересно многое другое, далеко выходящее
за рамки его повседневной жизни.
Основные задачи развития:
1. Формирование нового уровня
мышления, логической памяти, изобразительного
устойчивого внимания;
2. Формирование широкого спектра способностей
интересов, выделение круга устойчивых интересов;
3. Формирование интереса к другому человеку как к
личности;
4. Развитие интереса к себе, стремление разобраться
в своих способностях, поступках.
АДАПТАЦИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ
Пятый класс – сложный период не
только для ребенка, но и для учителей и родителей.
Успешность адаптации младшего подростка зависит не
только от интеллектуальной готовности, но и от того,
насколько он умеет налаживать отношения и общаться с
одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные
правила, ориентироваться в новой ситуации.
Среди наиболее актуальных трудностей
пятиклассниковможно выделить следующие:
- возросший темп работы: дети пишут медленно и часто
не успевают конспектировать за учителем;
- возросший объем работ, как на уроке, так и дома;
- новые требования к урокам и новые учителя;
- необходимость много работать самостоятельно и т.д.
По данным психологов ситуация адаптации вызывает у
многих пятиклассников повышенную тревожность, как
школьную, так и личностную, а зачастую и появление
страхов. Для ребенка в данный период необычайно
важно мнение других людей о нем и его поступках,
особенно мнение одноклассников, классного
руководителя и родителей. Трудности и страхи в
отношении с учителями испытывают от трети до
половины всего числа пятиклассников. В свою очередь
родители, принуждая детей работать на «оценку» все
больше провоцируют страхи, связанные у детей с
неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу
негативных оценок или их ожидания. Это представляет
особую проблему в период адаптации «пятиклашек» к
школьной жизни. Серьезной проблемой является и смена
классного руководителя. У некоторых детей появляются
сложности в организации школьной жизни, незнании
требований учителей, ориентированности в здании
школы и т. д. И здесь компетентность классного
руководителя в вопросах жизнедеятельности класса,
его эмоциональное отношение к детям, к своим
обязанностям, умение налаживать контакт и общаться с
детьми – одно из главнейших условий успешной
адаптации.
Признаки успешной адаптации:
• удовлетворенность ребенка процессом
обучения;
• ребенок легко справляется с программой;
• степень самостоятельности ребенка при выполнении
им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи
взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание
самому;
• удовлетворенность межличностными отношениями – с
одноклассниками и учителем.
Некоторые проблемы пятиклассников:
• В письменных работах пропускает
буквы.
• Не умеет применять правила, хотя знает их
формулировку.
• С трудом решает математические задачи.
• Плохо владеет умением пересказа. Невнимателен и
рассеян.
• Неусидчив во время занятий, индивидуальной работы.
• Не умеет работать самостоятельно.
• С трудом понимает объяснения учителя.
• Постоянно что-то и где-то забывает.
• Плохо ориентируется в пространстве (в том числе и
в своей тетради).
• Испытывает страх перед уроками, учителями,
ситуациями проверки знаний.
• Часто меняет приятелей, ни с кем не дружит
подолгу; часто бывает одинок.
Чем можно помочь?
Первое условие школьного успеха
пятиклассника — безусловное принятие ребенка,
несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся
или может столкнуться.
Создавайте условия для развития самостоятельности в
поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны
быть домашние обязанности, за выполнение которых он
несет ответственность.
Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник
нуждается в ненавязчивом контроле со стороны
родителей, поскольку не всегда может сам
сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
Для пятиклассника учитель – уже не такой
непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес
учителей могут звучать критические замечания. Важно
обсудить с ребенком причины его недовольства,
поддерживая при этом авторитет учителя.
Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по
себе, многим в школе интересно бывать потому, что
там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была
возможность обсудить свои школьные дела, учебу и
отношения с друзьями в семье, с родителями.
Помогите ребенку выучить имена новых учителей.
Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка,
постарайтесь, как можно скорее встретиться и
обсудить это с классным руководителем или
психологом.
Основными помощниками родителей в сложных ситуациях
являются терпение, внимание и понимание.
Постарайтесь создать благоприятный климат в семье
для ребенка.
347909,
ул. Бабушкина, 43, г. Таганрог, Ростовская область, Телефон/Факс: 8 (8634) 601-201, e-mail:
sch31@tagobr.ru