КТО ТАКОЙ ПОДРОСТОК?
От отрока к подростку (11-15 лет). Подростковый
возраст называют переходным возрастом потому, что в
течении этого периода происходит своеобразный
переход от детского к взрослому состоянию, от
незрелости к зрелости. В этом смысле подросток –
полуребенок и полувзрослый: детство уже ушло, но
зрелость еще не наступила.
Ведущая деятельность: переход от учебной
деятельности к общению.
Ребенок, в подростковом возрасте, стремится занять
высокий групповой статус.
Поэтому учитель должен опираться на это характерное
для подростка эмоционально окрашенное стремление
активно участвовать в групповой работе.
Именно здесь осваиваются нормы социального
поведения, нормы морали, устанавливаются отношения
равенства и уважения друг к другу.
Если подросток в школе не может найти системы
удовлетворяющего его общения, он часто «уходит» из
школы, разумеется чаще психологически, хотя не так
уж редко и буквально.
Девиз развития: движение в сторону индивидуальности.
Основная задача развития: помощь в индивидуализации
собственного лица.
У ребенка в этот период
1. Развивается личностная сфера.
2. Все действия направленны на познание системы
отношений в разных жизненных ситуациях:
• дом,
• школа,
• двор...( подростки стремятся к разнообразным
формам общения).
4. Расширяется сфера деятельности.
5. Идет борьба за первенство, у детей есть желание
самоутвердиться, поднять свой престиж в глазах
сверстников.
6. В учебной деятельности: увеличивается объем
информации и ее значимость.
7. Качественно изменяется мотивация учения.
8. Подросток в учебной деятельности в значительной
мере руководствуется мотивами социального порядка:
желанием выполнить свой долг учащегося, лучше
подготовиться к будущей работе, добиться почетного
места в коллективе, поддержать его честь и
достоинство.
В хорошей успеваемости он видит не только проявление
личного достоинства, но и общественной значимости
своей личности, т.е. стремится и к общественной
оценке, и к личному самоутверждению.
9. Смысл учебной деятельности для подростка в
самообразовании и самосовершенствовании.
10. Осуществление социально признаваемой и социально
одобряемой деятельности соответствует основным
психологическим требованиям подросткового возраста,
когда дети, прежде всего, стремятся к разнообразным
формам общения. Построение у подростков развитой
системы общения служит основой формирования у них
сознательного отношения к другим людям, к
окружающему. При этом развитая система общения — это
то непременное условие, при котором их
сознательность обнаруживается в виде определенного
качества личности.
11. Постепенно нарастающая взрослость подростка
делает неприемлемыми для него привычные ранее (в
младшем школьном возрасте) формы и методы обучения.
Если ученик еще недавно охотно слушал подробные
объяснения учителя, то теперь подобная форма
знакомства с новым материалом часто вызывает у
учащегося скуку, равнодушие, явно тяготит его.
Склонный ранее к дословному воспроизведению учебного
материала, он стремиться теперь излагать материал
своими словами и протестует, когда учитель требует
точного воспроизведения (формулы, закона,
определения..).
12. Особенности теоретического рефлексивного
мышления позволяют подросткам анализировать
абстрактные идеи, искать ошибки и логические
противоречия в суждениях. Подросток умеет
оперировать гипотезами, решать интеллектуальные
задачи. Развиваются такие мыслительные операции, как
классификация, аналогия, обобщение и др. Сталкиваясь
с новыми задачами, он старается отыскать разные
возможные подходы к ее решению, проверяя логическую
эффективность каждой из них. Подростки рассуждают об
идеалах, о будущем, иногда создают собственные
теории, приобретают новый, более глубокий и
обобщенный взгляд на мир.
Основные психические новообразования возраста:
• Чувство взрослости
• Потребность в самоутверждении
• Самооценка
• Подчинение нормам коллективной жизни
Чувство взрослости
Это отношение подростка к себе как к взрослому,
ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым
человеком.
Ребенку важно чувствовать себя взрослым, сознавать,
что он может противостоять воле взрослого человека.
Сознание собственной взрослости возникает у
подростка не случайно. Он замечает, как быстро
увеличивается его рост, вес, физическая сила и
выносливость, замечает у себя признаки наступающей
половой зрелости. Подросток начинает осознавать, что
его знания, навыки и умения значительно расширяются,
что кое в чем в этом отношении он превосходит многих
взрослых, например своих родителей, а порой и
отдельных учителей. Переоценивая свои возросшие
возможности, подростки нередко приходят к убеждению,
что они уже мало чем отличаются от взрослых людей, и
претендуют, чтобы и взрослые относились к ним как к
равным. Возникает противоречие между потребностью
подростков участвовать в жизни взрослых в качестве
полноправных членов и несоответствие этому их
реальных возможностей.
Развитие взрослости в разных ее проявлениях зависит
от того, в какой сфере пытается утвердиться
подросток, какой характер приобретает его
самостоятельность – в отношениях со сверстниками,
использовании свободного времени, различных
занятиях, домашних делах.
Чувство взрослости проявляется прежде всего, в
желании, чтобы все – и взрослые и сверстники –
относились к нему не как к маленькому, а как к
взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях
со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою
«взрослую» позицию.
Чувство взрослости проявляется в стремлении
подростков к самостоятельности и известной
независимости, желании оградить некоторые стороны
своей жизни от вмешательства родителей (это касается
вопросов внешности, учебы, отношений с ровесниками).
Отсюда их чувствительность к оценке взрослых, их
обидчивость, острая реакция на попытки взрослых
(действительные или кажущиеся) умалить их
достоинство, принизить их взрослость. Подросток
добивается того, чтобы взрослые считались с его
мыслями, уважали их.
Чувство взрослости проявляется и в стремлении
подростков быть относительно независимыми от
взрослых, и в наличии собственных взглядов и
суждений, и в подражании внешнему облику и манере
поведения взрослых.
Отрицательные проявления:
подростки склонны сопротивляться влиянию старших,
часто не признают их авторитета, игнорируют
предъявляемые им требования, критически относятся к
словам и поступкам родителей, учителей.
Внешний вид подростка часто становится источником
постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье.
Родителей не устраивает ни молодежная мода, ни цены
на вещи, так нужные их ребенку. А подросток, считая
себя уникальной личностью, стремиться
экспериментировать со своей внешностью. К таким
экспериментам взрослые должны относиться
снисходительно.
Надо иметь в виду: Чувство взрослости – это здоровое
и ценное в своей основе чувство. Поэтому его нужно
не подавлять, а стараться ввести в правильное русло.
Взаимоотношения с подростком надо постепенно и
разумно перестраивать, признавать их права на
относительно большую независимость и
самостоятельность.
Потребность в самоутверждении (кто я есть в этом
мире, где мое место).
Самоутверждение – это стремление ребенка к признанию
значимости своей личности, личностно утверждающее
поведение.
Ребенок в поиске он стремится обрести себя как
личность через познание себя (эксперименты, новые
образы).
Самооценка
Ребенок научается оценивать себя, свои возможности,
качества, свое место среди других людей.
На становление самооценки влияет школьная оценка
учителем учебной работы ребенка.
Для развития у детей адекватной самооценки
необходимо создание в классе атмосферы
психологического комфорта и поддержки. Учителя,
отличающиеся высоким профессиональным мастерством,
стремятся не только содержательно оценивать работу
учеников (не просто поставить оценку, а дать
соответствующие пояснения), не только обучить их
единым принципам оценки, но и донести свои
положительные ожидания до каждого ученика, создать
положительный эмоциональный фон при любой, даже
низкой оценке.
Подчинение нормам коллективной жизни
Одна из важнейших особенностей подросткового
возраста – развитие нравственного сознания:
нравственных представлений, понятий, убеждений,
системы оценочных суждений, которыми подросток
начинает руководствоваться в поведении.
Если раньше ребенок действовал либо по
непосредственному указанию старших (учителей и
родителей), либо под влиянием случайных и
импульсивных побуждений, то теперь для него основное
значение приобретают собственные принципы поведения,
собственные взгляды и убеждения.
В зависимости от того, какой нравственный опыт
приобретает подросток, какую нравственную
деятельность он осуществляет, будит складываться его
личность.
Моральные понятия и убеждения формируются у
подростка стихийно, вне правильного идейного
руководства, под влиянием неверно понятых фактов,
книг, кинофильмов, самостоятельного анализа
поведения взрослых, могут быть ошибочными, незрелыми
или искаженными и носить характер не только
заблуждений, чуждых моральных принципов.
Итак, подросток – еще не взрослый, но уже и не
ребенок это требует нового отношения к нему,
удовлетворения его интуитивного чувства взрослости.
Доверие и уважение, поручение больших социально
значимых дел, вовлечение в производительную
деятельность, удовлетворение романтических
устремлений – таковы основные средства
взаимодействия с подростком.
Старший школьный возраст называют ранней юностью,
соответствует возрасту учеников 9-11 классов (15-17
лет) средней школы.
Раннюю юность – считают «третьим миром»,
существующим между детством и взрослостью. В это
время вырастающий ребенок оказывается на пороге
реальной взрослой жизни.
Ведущая деятельность: учебно-профессиональная.
Учебная деятельность активно сочетаемая с
разнообразным трудом имеет огромное значение, как
для выбора профессии, так и для выработки ценностных
ориентаций.
Развивается познавательная сфера, происходит
познание профессий.
Деятельность
• приобретает элементы исследования
• направленность на приобретение профессии, на поиск
места в жизни.
Больший интерес у старших школьников вызывают не
сверстники, а взрослые, чей опыт, знания помогают
ориентироваться в вопросах связанных с будущей
жизнью.
Менее значимыми становятся межличностные отношения,
отношения в семье.
Будущая жизнь интересует старших школьников в первую
очередь с точки зрения профессиональной.
Поиски смысла жизни, своего места в мире могут быть
напряженными, но не у всех. Некоторые
старшеклассники плавно и постепенно продвигаются к
переломному моменту в своей жизни, а затем
относительно легко включаются в новую систему
отношений. Тем не менее, при таком благополучном
протекании ранней юности существуют и некоторые
минусы в личностном развитии. Дети менее
самостоятельны, более пассивны, иногда более
поверхностны в своих привязанностях и увлечениях.
Считается, что к полноценному становлению личности
приводят поиски и сомнения, характерные для
юношеского возраста.
Основные психические новообразования данного
возраста:
Мировоззрение (собственный взгляд на мир).
Формируется ценностная система взглядов на
окружающий мир, жизненная позиция и ценностные
ориентации школьника. В старшем школьном возрасте
совершается мировоззренческий выбор; с
мировоззренческими установками непосредственно
связанно моральное и профессиональное
самоопределение. Мировоззрение складывается у
старших школьников как следствие постепенного
приобретения опыта общественного поведения, роста
морального сознания и социальных убеждений, изучения
основ наук в школе, формирования теоретического
мышления. Это система убеждений личности,
сформированная в определенных условиях ее
жизнедеятельности. Только в отношении старшего
школьного возраста можно говорить о формировании
мировоззрения так, как для этого необходима
определенная степень моральной, интеллектуальной,
психической зрелости.
Мировоззрение определяет стратегические жизненные
цели индивида и повседневные принципы его поведения.
Профессиональные интересы. В этом возрасте
начинаются серьезные поиски трудового призвания,
возникает стремление наметить свою будущую
профессию. Становится сознательным отношение к
учебе. Она приобретает непосредственный жизненный
смысл. Отношение к учебным предметам у старших
школьников – избирательное. Складываются интересы,
связанные с профессиональной направленностью
старшеклассников. Именно в этом возрасте юноши и
девушки определяют свой специфический устойчивый
интерес к той, или иной науке, отрасли знания,
области деятельности. Такой интерес в старшем
школьном возрасте приводит к формированию
познавательно - профессиональной направленности
личности, определяет выбор профессии, жизненный путь
юноши или девушки после окончания школы. Наличие
такого профессионального интереса стимулирует
постоянное стремление к расширению и углублению
знаний в соответствующей области.
Основная задача возраста: профессиональное
самоопределение.
Основной направленностью личности становится ее
устремленность в будущее, выбор жизненного пути. То
есть ребенок должен уметь осуществлять выбор
(выбирать), разбираться в собственных способностях и
склонностях, иметь представление о будущей профессии
и о конкретных способах достижения профессионального
мастерства в избранной области.
К окончанию школы ребенок должен уметь:
• составлять собственные жизненные планы,
• искать средства их реализации,
• вырабатывать политические, эстетические,
нравственные идеалы, что будет свидетельствовать о
росте самосознания.
Вместо заключения…
Старшеклассник прощается с детством, со старой
привычной жизнью. Оказавшись на пороге истинной
взрослости, он устремлен в будущее, которое
одновременно притягивает и тревожит его. Без
достаточной уверенности в себе, принятия себя он не
сможет сделать нужный шаг, определить свой
дальнейший путь. Поэтому самооценка в ранней юности
выше? чем в подростковом возрасте. В это время
складывается система устойчивых взглядов на мир и
свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные
с этим юношеский максимализм в оценках, страстность
в отстаивании своей точки зрения. Центральное
новообразование периода – самоопределение.
Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в своей
будущей жизни. С выработкой мировоззренческих
установок, личностным и профессиональным
самоопределением связанно и окончательное
становление жизненного мира.